Учитель-дефектолог (тифлопедагог), преподаватель коррекционного предмета Ориентировка в пространстве - Десятова Светлана Ивановна

Выступление на Форуме «Мы вместе делаем шаг вперёд» с темой «Обучающий клуб для родителей – интересно, полезно, эффективно»

26 августа 2019

- Легко ли воспитать ребёнка максимально самостоятельным, уверенным в своих силах человеком? 

- Легко ли воспитать незрячего ребёнка максимально самостоятельным, уверенным в своих силах человеком?  (Многие скажут – невозможно).

Как тифлопедагог с многолетним стажем работы, как учитель коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве» могу утверждать, что это нелегко, но выполнимо.

Точно так же вам ответят  многие незрячие выпускники нашей школы.

Они подтверждают это своей жизнью, получая профессии, работая, создавая семьи, растя детей.  

Незрячий ребёнок способен познать и освоить окружающий мир, овладеть социально значимыми навыками,

навыками ориентирования и мобильности, способен успешно социализироваться       -    занимаясь с тифлопедагогами.

И все эти процессы проходят  намного быстрее и успешнее, если педагоги и родители действуют как единомышленники, а знания, полученные ребёнком на коррекционных занятиях, естественным образом закрепляются в повседневной жизни в кругу семьи.

Но если тифлопедагог точно знает, как нужно развивать такого ребёнка, то родители зачастую абсолютно несведущи в этом вопросе. Часто, даже приведя незрячего ребёнка в первый класс, родители не видят перспектив его развития. Некоторые из них уверены, что их предназначение в тотальной гиперопеке над незрячим ребёнком всю его жизнь, они подавляют любые проявления самостоятельности ребёнка. Некоторые из родителей отрицают саму возможность социализации такого ребёнка. Многие родители до школы не предпринимают никаких попыток развивать слепого ребёнка, надеясь на волшебника - тифлопедагога,  и во время обучения ребёнка уверены, что за них всё сделает школа. Иногда все свои усилия родители сводят к поиску решения проблем зрения медицинскими способами, абсолютно не веря в коррекцию и компенсацию зрительного дефекта способами педагогическими.

Все эти родители искренне любят своих детей, но самостоятельно им сложно найти верные способы рационального развития и воспитания незрячего ребёнка, закреплять у него полученные на коррекционных занятиях умения и навыки самостоятельного передвижения, ориентирования и мобильности, а ведь именно они являются основой социальной адаптации для слепых. Родителям  необходима систематическая  квалифицированная помощь и поддержка специалистов, которые дадут им азы общепедагогической и тифлопедагогической грамотности, ответят на возникающие вопросы, подскажут пути формирования у ребёнка необходимых умений и навыков, помогут преодолеть  боль,  страх, чувство вины и безнадежности, вселят в них уверенность в будущем дне.

Пришло понимание, что назрела  объективная необходимость систематизировать и объединить многочисленные индивидуальные консультации, практикумы, собеседования, памятки и советы для родителей в единую программу обучения родителей, воспитывающих незрячих детей и детей с остаточным зрением.

Так вродилась Программа «Вместе смотрим шире».

Нужно было решить – в какой форме реализовывать программу – лектории, занятия? Удачно пришла идея создать обучающий клуб для родителей. Ведь клуб – это место обмена опытом, не только педагог может научить родителей многому, но и  родители безусловно имею огромный опыт воспитания незрячего ребёнка, именно они вырастили его с рождения, причём в каждой семье это делали по разному.

Встречи клуба проходят 2 раза в месяц.

Нужно сказать, что  приоритет на занятиях клуба отдается разнообразной практической деятельности родителей, что помогает  им глубже вникнуть в проблему слепоты и слабовидения, пропустить её через себя, поверить в потенциальные возможности незрячих людей и понять, что специальная коррекционная подготовка детей как в школе, так и в домашних условиях объективно необходима для их максимально – возможной самостоятельной жизни в дальнейшем.

Каково же содержание занятий клуба?

I Этап обучения включает в себя 3 занятия и проходит под девизом –

«Поверь в меня, признай меня таким, каков я есть».

  1. Особенности зрительного восприятия при серьёзных патологиях зрения.
  2. Посмотри – каков мой мир. (Восприятие окружающего мира при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения).
  3. Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. Литература в помощь родителям.

II Этап обучения «Общаемся с удовольствием»

  1. Особенности взаимно комфортного общения с незрячими и слабовидящими людьми.
  2. Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих. Правила сопровождения.
  3. Речь и коммуникативные навыки как основные средства компенсации зрительного дефекта.

III Этап обучения «Мы можем это сделать вместе, ты можешь это сделать сам!»

  1. Развитие сохранных анализаторов. Специфика обучения незрячих детей.
  2. Развитие пространственных представлений. Формирование образа окружающего пространства.
  3. Белая трость – постоянный спутник и помощник.
  4. Развитие вестибулярного аппарата.

В нашем Клубе занимаются мамы, папы, бабушки и даже старший брат одного ученика.

Клуб объединил родителей и родственников учеников 1, 2, 4, 5, 8 классов. Это оказалось удачным решением – если для родителей малышей что – то кажется непонятным, нереальным, неисполнимым, тут - же в обсуждение вступают родители старшеклассников. Они делятся успехами своих детей, опытом отработки конкретных умений и навыков. Их доводы действуют на молодых родителей сильнее, чем доводы педагога. 

Как я и говорила выше, в занятия клуба включена  разнообразная практическая деятельности родителей.

На фотографии вы видите, как родители пытаются играть в очках, имитирующих серьёзные дефекты зрения – светоощущение, сужение поля зрения до трубчатого, верхнего, бокового, множественные скотомы – выпадения фрагментов из общей картинки, воспринимаемой зрением.

Эта игра помогла родителям самим сделать вывод – что Особенности восприятия при патологиях зрения очень сильно влияют на внешний вид человека, его скорость, точность, координацию движения, восприятие мира в целом.

Родители поняли, почему нельзя поторапливать наших детей, заставлять их при разговоре держать голову прямо, поняли  много других вещей, которые ранее были им не совсем понятны.

После каждого занятия клуба продолжается неформальное живое общение, обсуждение, обмен опытом между родителями.

Для того чтобы наладить систематическую отработку новых навыков ребёнка, на первом занятии завели Дневники самостоятельности на каждого ребёнка. Дневник ведут родители.

 

Действие

Начали учиться

Выполняет с минимальной помощью взрослого

Справляется самостоятельно

Делает это самостоятельно в системе.

Ставит чайную чашку в раковину после чаепития

 

 

 

С 2017года

Моет свою чайную чашку

17.10.2018

27.10.2018

 

 

 

Индивидуально обсуждаем  заполнение дневников, совместно ищем новые пути мотивации детей.

Заранее договорились, что все отработанные умения, дошедшие до последнего столбика, выписываем на большой листок, закреплённый в квартире на всеобщем обозрении, и никто – не родители, не гости не имеет права делать за ребёнка то, что он делает в системе САМ.

Работа клуба даёт отличные результаты. Сейчас мы вместе прошли большой путь, мы – родные люди - у нас общие дети, общая цель, продуктивное общение, постоянное отслеживание новых умений, общие радости за победы наших детей. 

Ещё на стадии разработки программы «Вместе смотрим шире» родилась эмблема клуба: родители и педагог позитивно настроены, крепко держатся вместе. У родителей хватает смелости дать свободу действия своему ребёнку. Для незрячих детей нет преград, с нашей общей помощью они составят представление о мире, не только о том, что можно посмотреть тростью и руками, но и о радуге, и об облаках… Мы воспитываем не инвалидов, а мальчиков и девочек. Мы говорим об ограниченных возможностях здоровья, но то, насколько они ограничены, зависит от нас. В наших силах заниматься, развивать наших детей, раздвигать стены и потолки ограничений.

Не знаю, кому посвятил Н. Заболоцкий своё стихотворение, но, кажется, он посвятил его нам и родителям наших общих детей:

Вы - что прекрасно высоки,
Не дорожите тёплым кровом,
Платя всей жизнью, всею кровью,
Приподнимайте потолки.
Плечом, натруженной спиною,
Бессонной мыслью, всей судьбою
Приподнимайте потолки!

Хоть на вершок,
Но ближе к звёздам,
Привычным меркам вопреки

Сегодня -  завтра будет поздно,
Приподнимайте потолки.

Вам объявляют - нету данных,
Не вышел ростом – невысок.
И давит плечи, кем - то данный,
У каждого свой потолок.
Приподнимайте потолки мечты,

отринув ложь уютца,
И коль они не поддаются -
Пусть плиты потолка крепки,

Проламывайте потолки!

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: