Учитель-дефектолог (тифлопедагог), преподаватель коррекционного предмета Ориентировка в пространстве - Десятова Светлана Ивановна

Мастер-класс для педагогов "Защита конспекта коррекционного урока по СБО "Не простое яйцо".

03 декабря 2019

 

Слайд 1

Рада приветствовать коллег и поучаствовать в таком познавательном, интересном мероприятии. На конкурс я представила Конспект урока по социально–бытовой ориентировке для слабовидящих детей  2 класса «Не простое яйцо».

Цель урока: Познакомить с  технологией приготовления яйца всмятку, в «мешочек», вкрутую.

Слайд 2

В  конспекте можете посмотреть, чем мы занимались на уроке, а мы занимались интересными и познавательными делами, которые помогли нам достичь запланированных предметных, метапредметных, личностных результатов.

Работая индивидуально, в подгруппах и группой, при помощи опытов, работая по карточкам,  обращаясь к знаниям предков, ребята раскрыли 5 секретов яйца, приготовили и продегустировали три блюда, сравнили их органолептические свойства, проследили путь яйца от курочки до нашего стола, играли в познавательную игру.

- Чем же этот урок для слабовидящих детей отличается от такого – же урока для условно здоровых детей?

Конечно же, коррекционной составляющей.

Слайд 3

На уроке я постаралась максимально включить в работу все сохранные анализаторы.

Если говорить о тактильном обследовании предметов и объектов, о манипуляции с предметами,  этиМ дети занимались на протяжении всего урока.

_____

Сегодня я больше внимания хочу уделить не самому уроку, а подготовке к таким урокам детей слабовидящих, с серьёзными патологиями зрения, незрячих.

Вы знаете, что далеко не все дети изначально готовы к тактильному восприятию. У детей с серьёзными патологиями зрения повышенная тревожность, страх перед незнакомым, страх прикосновения, обследования.

 

Одновременно есть И потребность утолить сенсорный голод И боязнь прикосновения.

Слайд 4

Мы как педагоги, применяем для решения этих проблем различные приёмы (рука на руке; рука на руке, а пальчики ребёнка «выглядывают» между пальцев педагога, инструментальное обследование, рука в руке, в перчатке, обследование предмета через ткань и т.п.) -  а  в стенах дома ребёнок остаётся изолированным от предметного мира.

Очень просто обучить родителей тому, как нужно дома грамотно развивать ребёнка.

А вот убедить в необходимости и пользе таких занятий бывает сложно. Особенно родителей незрячих детей.  Почему? «Он всё равно не видит, мир для него закрыт, не нужно и стараться».

Многие родители не верят в результат, они настроены на пожизненную гиперопеку.

_____

Я покажу отрывок занятия для родителей, при помощи которого добиваюсь понимания мам, пап, бабушек –

ЧТО ТУ ЖЕ ИНФОРМАЦИЮ, которую зрячие дети получают с помощью зрения, слепой получает при помощи рук.                              Итак, вы – родители.

Довольно точно подмечено: «Слепой изолирован от мира вещей, глухой изолирован от мира людей». Исходя из этого изречения - какой дефект более затрудняет жизнь человека? (Глухота)  Ну а изоляцию слепого от мира вещей мы можем разрушить.

- Вы верите, что можно сформировать реалистичный образ предмета без зрения?  

- Как?   (Смотрим руками).

Давайте устроим соревнование. С одной стороны зрение (мы так его ценим), с другой - все остальные анализаторы, во главе с руками. (На магнитной доске с одной стороны изображены глаза, с другой стороны нос, рот, уши, руки).

- У меня есть 2 абсолютно одинаковых предмета. Один из них я дам в руки условно незрячему человеку. Другой предмет все вы обследуете только зрением.  Предмет пока не называем.  (2 муляжа яблока)

- Какое количество свойств имеет любой предмет? (Не менее 10).

Слайд 5

- Оценим каждое свойство предмета. Даём 2 балла за наиболее точное определение свойства предмета, 1 балл за частичное. Если свойство анализатор определить не может – балл не даём.

Мне нужны 2 помощника, которые будут крепить на доску баллы – магнитики.

Слайд 6

размер

Слайд 7

форма

Слайд 8

температура

Слайд 9

фактура

Слайд 10

упругость

Слайд 11

вес

Слайд 12

запах

Слайд 13

звук

Слайд 14

вкус

Слайд 15

цвет

 

 

 

 

 

Подведём итог соревнования:  Счёт:   … ... в пользу команды сохранных анализаторов.

- Можно ли без зрения составить правдивое представление о предмете?

- Вывод? (Из 10 свойств предмета без зрения определяется 9 свойств. Не определить без опоры на зрение только цвет, но вы можете рассказать незрячему человеку, какого цвета данный предмет).

- Вспомним изречение – «Слепой изолирован от мира вещей». В наших силах прорвать эту изоляцию?

- Что для этого нужно делать?

- Плюс зрения в скорости восприятия, но мы и не торопимся, планомерно знакомим ребёнка с миром вещей.

Дорогие - Помните. Мы говорим об ограниченных возможностях здоровья, но то, насколько они ограничены, зависит от нас. В наших силах заниматься, развивать наших детей, раздвигать стены и потолки ограничений.

Вы - что прекрасно высоки,
Не дорожите тёплым кровом,
Платя всей жизнью, всею кровью,
Приподнимайте потолки.


Плечом, натруженной спиною,
Бессонной мыслью,

всей судьбою
Приподнимайте потолки!

 

Хоть на вершок,
Но ближе к звёздам,
Упёрши в балки две руки

Сегодня -  завтра будет поздно,
Приподнимайте потолки.


Вам объявляют - нету данных,
Не вышел ростом - невысок.
И давит плечи, кем - то данный,
У каждого свой потолок.


Приподнимайте потолки мечты,

отринув ложь уютца,
И коль они не поддаются -
Пусть плиты потолка крепки,

Проламывайте потолки!

 

Слайд 16

 

- Жизнь прекрасна. Счастье доступно всем. Всем желаю счастья, а ребятам ещё и самостоятельности.

 

А НАМ – ПЕДАГОГАМ,  СИЛ, ТВОРЧЕСТВА, ИНТУЗИАЗМА!

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: