Учитель-дефектолог (тифлопедагог), преподаватель коррекционного предмета Ориентировка в пространстве - Десятова Светлана Ивановна

Мастер-класс для педагогов и родителей "Изготовление макета микрорайона школы для незрячих учеников"

31 марта 2017

 

Цель:

Повысить эффективность обучения незрячих детей ориентированию в микрорайоне школы – интерната при помощи использования макета микрорайона.

Задачи:

- Сократить время изготовления макета за счёт привлечения помощи педагогов и родителей.

- Обучить педагогов и родителей основам макетирования.

- Сплотить коллектив педагогов и родителей через совместную деятельность.

Материалы и инструменты: Основа для макета с частично наклеенными «дорогами», «тротуарами», «домами» и пометками на ней мест, где должны быть закреплены недостающие элементы улицы. Карточки с названиями бригад: «домостроители», «дорожные строители», «укладчики тротуаров» и инструкции к работе - Приложение 1. Двусторонний скотч, клей, кисточки, салфетки, ножницы, заготовки для будущих «домов», «дорог», «тротуаров» (можно использовать подручные материалы различной фактуры, не ранящей кожу рук).

 

Ход мастер-класса

- Перед нами будущий макет микрорайона школы. Вам представляется чудесная возможность сделать большое доброе дело, оставить память о себе в стенах нашей школы.

- Незрячие ребята уже знают, что на каникулах педагоги и родители примут участие в изготовлении этого макета. Ребята ждут этот макет с нетерпением и заранее благодарны вам. 

- Вы готовы на время - на 30 минут, бросить педагогическую карьеру, домашние хлопоты, и стать домостроителями, дорожными строителями, укладчиками тротуаров?

- Рассмотрите макет:

 - Рассмотрите на макете уже готовую часть улицы – дома, дороги, тротуары.

 -Попробуйте, закрыв глаза, рассмотреть руками эти - же элементы улицы. Узнаёте их?

- Поверьте, что у незрячих дети способность к тактильному восприятию намного выше, чем у нас с вами, поэтому такое изображение микрорайона очень пригодится им при изучении маршрутов в окрестностях школы.

- Приступим к работе. Выбирайте себе бригаду по душе, располагайтесь за столами. Инструкция подскажет вам, как действовать. (На столах карточки с названиями бригад: «домостроители», «дорожные строители», «укладчики тротуаров» и инструкции к работе Приложение 1).

 ______________________

Практическая часть. Бригады работают по инструкциям.

_______________________

- Посмотрите, как много мы успели сделать!

- Я хочу, чтобы вы  убедились в том, что этот макет не только поможет сформировать у незрячих детей целостный образ микрорайона, но и поможет ответить на множество вопросов незрячих детей.

Вы знаете - эффективнее показ, чем словесное описание. Наши дети смотрят руками. Я приготовила наиболее часто встречающиеся вопросы детей об устройстве пространства улицы (Приложение 2). Прочтите вопрос. Найдите и покажите на макете то место, где ребёнок сможет рассмотреть руками ответ на свой вопрос.

___

- Если вы считаете, что мы сегодня не зря потрудились, пожмите руку соседу справа и слева.

- Пройдёт время, вы забудете об этих 30 минутах своей жизни, а результат вашего труда будет открывать мир незрячим ребятам, будет согрет их руками.

Ещё раз благодарю вас от себя и от учеников.

 

 

Видио с мероприятия: https://youtu.be/WPbEDgPPuYA

 

Приложение 1

Инструкция для домостроителей

  1. Найдите на макете место для «дома», обозначенное прямоугольником.
  2. Прямоугольнику, вычерченному на макете, подберите «дом», подходящий по размеру.
  3. При помощи двустороннего скотча закрепите «дом» на выбранном месте.
  4. Нажатием зафиксируйте «дом».

 

Инструкция для дорожных строителей

  1. Найдите на макете место для «проезжей части дороги», обозначенное полосой.
  2. Прочтите на полосе дороги название улицы.
  3. На рабочем столе подберите полоску с названием этой – же улицы (надпись с левой стороны заготовки).
  4. На макете на полосу для «проезжей части дороги» наклейте узкий двусторонний скотч.
  5. Сверху на скотч приклейте «проезжую часть дороги».
  6. Нажатием зафиксируйте «проезжую часть дороги».

 

Инструкция для укладчиков тротуаров

  1. Выстригите ножницами из гофрированного картона полоску по линии, нанесённой на обратной стороне листа.
  2. Найдите на макете место для «тротуара», обозначенное линией.
  3. Наклейте «тротуар» на макет при помощи клея.
  4. Нажатием зафиксируйте «тротуар».

 

Приложение 2

  1. - Переулок – это что?
  2. - Все ли одноэтажные дома одинакового размера и формы?
  3. - Дома бывают только прямоугольной и квадратной формы?
  4. - Все дома на одном квартале располагаются на одинаковом расстоянии от дороги?
  5. - Всегда на одной улице одна проезжая часть и два тротуара?
  6. - В микрорайоне школы есть Т – образный перекрёсток?
  7. - Все пятиэтажные дома одинаковы по длине?
  8. - На всех кварталах одинаковое количество домов?
  9. - Какой дом может иметь два адреса?
  10. - Можно ли из одного здания в другое перейти, не выходя на улицу?
  11. - Всегда ли остановки с одинаковым названием располагаются на одном квартале?
  12. - Всегда ли дома на одной улице расположены друг напротив друга?
  13. - Когда машины заправляются бензином на заправочных станциях, они мешают движению других машин на дороге?
  14. И т.п.

Фотографии

Оставить комментарий: