Мастер-класс для педагогов и родителей "Изготовление макета микрорайона школы для незрячих учеников"
31 марта 2017
Цель:
Повысить эффективность обучения незрячих детей ориентированию в микрорайоне школы – интерната при помощи использования макета микрорайона.
Задачи:
- Сократить время изготовления макета за счёт привлечения помощи педагогов и родителей.
- Обучить педагогов и родителей основам макетирования.
- Сплотить коллектив педагогов и родителей через совместную деятельность.
Материалы и инструменты: Основа для макета с частично наклеенными «дорогами», «тротуарами», «домами» и пометками на ней мест, где должны быть закреплены недостающие элементы улицы. Карточки с названиями бригад: «домостроители», «дорожные строители», «укладчики тротуаров» и инструкции к работе - Приложение 1. Двусторонний скотч, клей, кисточки, салфетки, ножницы, заготовки для будущих «домов», «дорог», «тротуаров» (можно использовать подручные материалы различной фактуры, не ранящей кожу рук).
Ход мастер-класса
- Перед нами будущий макет микрорайона школы. Вам представляется чудесная возможность сделать большое доброе дело, оставить память о себе в стенах нашей школы.
- Незрячие ребята уже знают, что на каникулах педагоги и родители примут участие в изготовлении этого макета. Ребята ждут этот макет с нетерпением и заранее благодарны вам.
- Вы готовы на время - на 30 минут, бросить педагогическую карьеру, домашние хлопоты, и стать домостроителями, дорожными строителями, укладчиками тротуаров?
- Рассмотрите макет:
- Рассмотрите на макете уже готовую часть улицы – дома, дороги, тротуары.
-Попробуйте, закрыв глаза, рассмотреть руками эти - же элементы улицы. Узнаёте их?
- Поверьте, что у незрячих дети способность к тактильному восприятию намного выше, чем у нас с вами, поэтому такое изображение микрорайона очень пригодится им при изучении маршрутов в окрестностях школы.
- Приступим к работе. Выбирайте себе бригаду по душе, располагайтесь за столами. Инструкция подскажет вам, как действовать. (На столах карточки с названиями бригад: «домостроители», «дорожные строители», «укладчики тротуаров» и инструкции к работе Приложение 1).
______________________
Практическая часть. Бригады работают по инструкциям.
_______________________
- Посмотрите, как много мы успели сделать!
- Я хочу, чтобы вы убедились в том, что этот макет не только поможет сформировать у незрячих детей целостный образ микрорайона, но и поможет ответить на множество вопросов незрячих детей.
Вы знаете - эффективнее показ, чем словесное описание. Наши дети смотрят руками. Я приготовила наиболее часто встречающиеся вопросы детей об устройстве пространства улицы (Приложение 2). Прочтите вопрос. Найдите и покажите на макете то место, где ребёнок сможет рассмотреть руками ответ на свой вопрос.
___
- Если вы считаете, что мы сегодня не зря потрудились, пожмите руку соседу справа и слева.
- Пройдёт время, вы забудете об этих 30 минутах своей жизни, а результат вашего труда будет открывать мир незрячим ребятам, будет согрет их руками.
Ещё раз благодарю вас от себя и от учеников.
Видио с мероприятия: https://youtu.be/WPbEDgPPuYA
Приложение 1
Инструкция для домостроителей
- Найдите на макете место для «дома», обозначенное прямоугольником.
- Прямоугольнику, вычерченному на макете, подберите «дом», подходящий по размеру.
- При помощи двустороннего скотча закрепите «дом» на выбранном месте.
- Нажатием зафиксируйте «дом».
Инструкция для дорожных строителей
- Найдите на макете место для «проезжей части дороги», обозначенное полосой.
- Прочтите на полосе дороги название улицы.
- На рабочем столе подберите полоску с названием этой – же улицы (надпись с левой стороны заготовки).
- На макете на полосу для «проезжей части дороги» наклейте узкий двусторонний скотч.
- Сверху на скотч приклейте «проезжую часть дороги».
- Нажатием зафиксируйте «проезжую часть дороги».
Инструкция для укладчиков тротуаров
- Выстригите ножницами из гофрированного картона полоску по линии, нанесённой на обратной стороне листа.
- Найдите на макете место для «тротуара», обозначенное линией.
- Наклейте «тротуар» на макет при помощи клея.
- Нажатием зафиксируйте «тротуар».
Приложение 2
- - Переулок – это что?
- - Все ли одноэтажные дома одинакового размера и формы?
- - Дома бывают только прямоугольной и квадратной формы?
- - Все дома на одном квартале располагаются на одинаковом расстоянии от дороги?
- - Всегда на одной улице одна проезжая часть и два тротуара?
- - В микрорайоне школы есть Т – образный перекрёсток?
- - Все пятиэтажные дома одинаковы по длине?
- - На всех кварталах одинаковое количество домов?
- - Какой дом может иметь два адреса?
- - Можно ли из одного здания в другое перейти, не выходя на улицу?
- - Всегда ли остановки с одинаковым названием располагаются на одном квартале?
- - Всегда ли дома на одной улице расположены друг напротив друга?
- - Когда машины заправляются бензином на заправочных станциях, они мешают движению других машин на дороге?
- И т.п.