Учитель-дефектолог (тифлопедагог), преподаватель коррекционного предмета Ориентировка в пространстве - Десятова Светлана Ивановна

Внеклассное занятие - практикум по коррекционному предмету Ориентировка в пространстве для незрячих детей и их родителей "Рука в руке"

18 октября 2017

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6

города Ялуторовска

 

 

 

 

Внеклассное занятие – практикум

по предмету «Ориентировка в пространстве»

для незрячих детей и их родителей

 

«Рука в руке»

 

Контингент: незрячие ученики 5 класса и их родители,

 а так – же родители незрячих учащихся 1 – 4 классов в качестве гостей мероприятия.

Продолжительность: 40 минут

 

 

Автор работы: Десятова С.И.

 

 

 

Аннотация

Внеклассное занятие «Рука в руке» задумано, разработано и проводится с целью повышения эффективности освоения детьми 1 - 5 классов коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».

Коррекция и компенсация недостатков в развитии пространственной ориентировки у незрячих школьников не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы. На овладение коррекционным предметом «Ориентировка в пространстве» ученикам 1 – 5 классов по учебному плану даётся 1 урок в неделю, но навыки ориентирования и мобильности постоянно отрабатываются на каждом из предметов учебного цикла, а так – же во внеклассной работе педагогами школы – интерната.

Помня о том, что ребёнок большую часть времени находится вне стен школы – в кругу своей семьи, совершенно необходимо сделать и родителей грамотными помощниками в формировании у ребёнка навыков и умений, являющихся  основой социальной адаптации для слепых - навыков и умений ориентирования и мобильности.

Занятие «Рука в руке» поможет наладить систематическую грамотную деятельность родителей по разностороннему развитию ребёнка с учётом его зрительного дефекта.

Занятие нацелено на то, чтобы родители становились активными помощниками в развитии самостоятельности  их ребёнка, увидели в комплексе, как они сами могут выстроить работу с ребёнком по конкретным направлениям:

  • формировать у него пространственные представления;
  • отрабатывать навык использования тифло-трости;
  • развивать все сохранные анализаторы;
  • развивать коммуникативные способности ребёнка.

Так – же занятие «Рука в руке» направлено

  • на создание общего положительного настроя и сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);
  • на укрепление веры родителей в силы, возможности и способности своих детей;
  • на понимание родителями того, что возможность максимальной социализации их ребёнка реализуется при условии слаженной работы и единства подходов педагога и родителей.

Занятие «Рука в руке» несёт в себе и эмоциональную поддержку родителей и их детей, а так – же даёт незрячему ребёнку возможность повысить свою самооценку, продемонстрировать взрослым то, чему он уже научился и настроиться на плодотворные занятия не только в стенах школы, но и в кругу своих родственников.

Зачастую после таких занятий родители дают больший простор для самостоятельности своим детям.  Это не маловажно ещё и потому, что именно с родителями ребёнок чаще бывает в незнакомых ему ранее местах (помещениях, на улицах города, в парках и на природе). Именно с родителями есть возможность осваивать открытое пространство возле места проживания (детские площадки, маршруты от дома до магазина, поликлиники и т.п.). Обогащение ребёнка опытом ориентирования в незнакомых помещениях и пространствах даёт ему возможность повысить эффективность освоения коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».

Родители учащихся 1 – 4 классов, присутствующие в качестве гостей мероприятия, имеют возможность на таком занятии увидеть, как нужно уже сейчас развивать своего ребёнка для того, чтобы он становился максимально самостоятельным.

Такое мероприятие может занять место в ряду индивидуальных и групповых консультаций тифлопедагога для родителей незрячих детей.

Оборудование:

Музыкальные отрывки из песен «Ты – человек», «Мы маленькие дети – нам хочется гулять», «Крылатые качели»  Е. Крылатова к фильму «Приключения Электроника»;

Звуки животных и птиц (верблюд, заяц, аист);

прибор «Ориентир» (по количеству пар – родитель + ребёнок);

Макет территории школы;

Спичечные коробки, ватные палочки, коробки от зубной пасты, карандаши, книги, крышки от банок и бутылок, губки для мытья посуды;

Тактильная трость; Ультразвуковой прибор «Сонар»; Повязки для глаз по числу родителей;

Баночки с запахами, блюдца, вилки, фрукты;

Фигурки животных;

Шоколадки по числу детей;

Книга под научной редакцией О.Л. Алексеева «Дорогу осилит идущий» (Екатеринбург 2013).

Рекомендации по пространственной ориентировке (по количеству родителей).  Приложение 1.

Дневник самостоятельности (по количеству родителей).  Приложение 2.

 

 

Ход занятия

И родители детей, принимающих участие в мероприятии и родители – гости сидят произвольно в первом ряду так, чтобы дети свободно могли подойти к ним.

Звучит фрагмент песни Е. Крылатова «Ты – человек» из фильма «Приключения Электроника».

Дети и педагог вместе выходят к родителям и начинают мероприятие.

Вводная часть

- Замечательный день. Замечательная встреча. В нашем зале ученики и родители.

Мы с ребятами пригласили сегодня Вас, уважаемые родители, для того, чтобы обсудить серьёзный, важный вопрос. Вопрос самостоятельности ребят во взрослой жизни. А то, что человек со слабым зрением или без зрения может быть самостоятельным, это – факт. Подтверждают это не только многие великие и известные люди, но и многие выпускники нашей школы.

- Ребята, а как вы считаете, что вам необходимо делать уже сейчас для того, чтобы постепенно становиться самостоятельными, обходиться без сопровождающего? (Использовать трость на улицах города и в неизвестных помещениях, самостоятельно делать покупки в магазинах, чаще совершать поездки на общественном транспорте, бывать в незнакомых местах города, больше общаться с людьми и т.п.).

- Чья помощь в подготовке к самостоятельным путешествиям по улицам города может вам понадобиться? (Помощь педагогов, родителей).

- Свою маму любой узнает из тысячи других. Уважаемые гости, мамы, приготовьте свои руки. Ребята. Найдите в зале свою маму по рукам и подходите с ней вместе ко мне.

- Сейчас вы крепко держитесь за руки. И маме и ребёнку комфортно и спокойно.

- Но… (Фрагмент песни – Е. Крылатова «Мы маленькие дети – нам хочется гулять» из фильма «Приключения Электроника». Текст песни: «Слова упрямо эти я буду повторять: «Тем, кто за нас в ответе давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять! А нам говорят, что…»).

- …гулять мы можем только за руку с сопровождающим, а мы с этим не согласны. Мы скоро вырастем и гулять захотим самостоятельно. И тогда родителям придётся ослабить руку, ослабить, и отпустить руку ребёнка… Уважаемые мамы, отпускайте руку ребёнка.

- Этот процесс отпускания ребёнка во взрослую, самостоятельную жизнь родители всегда переносят болезненно.

- Вопрос к мамам. А что же поможет вам в будущем принять самостоятельность ребёнка?   (Его подготовленность и самостоятельность в бытовых делах, в ориентировании).

- Процесс подготовки не быстрый. Пора начинать уже сейчас. Уважаемые мамы. Сегодня мы с ребятами подскажем вам, что необходимо делать, чтоб ребёнок со временем научился самостоятельно ориентироваться в городском пространстве без помощи сопровождающего.

- Мамы, вы готовы стать ученицами?  (Да). Проходите за парты вместе с ребятами. Сегодня наши дети – ваши помощники в обучении.

 

I этап (обучение родителей построению схем и маршрутов)

(Надпись на доске: Наш ребёнок вырастет самостоятельным, если мы:)

- Итак, наш ребёнок вырастет самостоятельным, если мы РАЗВИВАЕМ  ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.      (На доске появляется надпись:

1.Развиваем пространственные представления.)

- Согласитесь, без зрения сложно понять, что и как расположено вокруг тебя на улицах города. Есть ли здания, какова их форма,  как они расположены в пространстве.

Хорошо, если есть макет. (Демонстрация макета территории школы). Обследовав макет, рассмотрев его руками, всё становится понятно. Ребёнок легко поймёт – какова форма здания, есть ли другие строения рядом с ним. Как они расположены относительно друг – друга. Где проходят пешеходные маршруты.   Но мы не сможем делать макеты всех дворов, домов и улиц города.

- Ребята, какой прибор  мы используем для построения схем пространства? (Магнитный конструктор «Ориентир»).

- Дорогие мамы. Мы с ребятами заранее выстроили схему хорошо знакомого вам пространства. (На парты раздаются схемы школьного двора, построенные заранее на приборе «Ориентир»).

- Вопрос мамам - Вы узнаёте это пространство? (Школьный двор).

- Покажите на схеме:

  • здание школы;
  • вход в здание школы;
  • центральный вход на территорию школы;
  • лавочки.

 (Руки мамы и ребёнка работают сопряжённо. Мама показывает рукой и называет объект на схеме, ребёнок подтверждает или опровергает правильность показа).

- Схему любого пространства строим в соответствии со сторонами света. Не переворачиваем схему зеркально, не крутим её.

-Для того чтобы ориентироваться на определённых маршрутах, необходимо их выстроить, подробно описать словами и познакомиться с ними тактильно, пальчиками.

- На схемах мы сами можем выбирать размеры изображаемых объектов.

- Мамы, понятен ли вам принцип построения схемы пространства? (Ответы на возможно возникшие вопросы). 

- Тогда сейчас на этой схеме школьной территории мы выстроим маршрут.

- Ребята, подскажите, что такое маршрут. (Маршрут – это путь от пункта А до пункта Б. Это дорожка, по которой ступают наши ноги).

- Задание мамам: Проложите при помощи магнитов маршрут следования:

  • от школьного крыльца до калитки;
  • от школьного крыльца до левой крайней лавочки. (Мамы строят, дети проверяют).

- Понятен ли мамам принцип построения маршрута? (Да).

- Тогда задание, в котором вам помогут ребята. Постройте знакомое вам (и маме и ребёнку) пространство. Это может быть, например,  двор возле вашего дома. (Каждая пара (мама + ребёнок) договаривается между собой об объекте строительства и начинает работу).

- Строите вместе и проговариваете всё, что изображаете, чтобы каждый элемент схемы был понятен. (5 минут).

Приглушённо звучит музыка. Фрагмент песни – Е. Крылатова «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника». Начало текста: «Детство кончится когда – то, ведь оно не навсегда». 

- Проложите на выстроенной схеме маршрут, которым чаще пользуетесь.

- Расскажите, что вы изобразили на схеме. (Каждая пара представляет свою работу).

- Вы справились и вы прекрасно работаете совместно. Будете и в дальнейшем строить схемы и маршруты дома, в свободное время? (Да).

- Жду вопроса от родителей. (Из чего строить?)

Итак, реклама строительных материалов! Ребята, выходите ко мне. Доставайте из мешочка любой предмет,  громко называйте этот предмет и демонстрируйте его родителям. А вы, уважаемые родители, говорите, что можно изобразить этим предметом на схеме. (Спичечные коробки, ватные палочки, коробки от зубной пасты, карандаши, книги, крышки от банок и бутылок, губки для мытья посуды и т.п. Например – крышкой от банки можно изобразить фонтан).

 

II этап (подсказка родителям – как выстроить работу по освоению пространства с использованием тактильной трости).

- Да. Строить схемы и маршруты – это труд. Согласны?  (Да).

-  А как было бы здорово, если бы, как в сказке, была волшебная палочка! Взмахнул ей, и научился ходить по улицам города самостоятельно…

- Существует такая волшебная палочка? (Нет).

- А я говорю – существует! Только одного взмаха ей маловато. Ей нужно взмахнуть не раз и не два, а много - много раз, и тогда станешь самостоятельным. Что – же это за волшебная палочка? (Это тактильная трость). (Раскрываю щелчком складную тактильную трость).

На доске появляется надпись:

  1. Обеспечим ребёнка тростью!

- Без трости изучение и запоминание маршрутов невозможно.

- Ребята, выходите ко мне, расскажем родителям, для чего вам нужна трость. Передавая трость друг – другу, каждый из вас назовите одну функцию трости (Щуп – удлиняет руку и расширяет зону обследования, Буфер – предотвращает столкновение, Генератор звука – помогает определить размер помещения (стук тростью о пол), Знак для водителей и пешеходов).

- Ребята, назовите маршруты, который вы уже умеете проходить самостоятельно. (Школа – Магазин. Школа – Почтовое отделение. Школа – Аптека).

- А смогли бы вы пройти этот маршрут без трости? (Нет).

- Мамы, нужна ли тактильная трость нашим детям для того, чтобы они становились самостоятельными? (Да).

  – Самостоятельное передвижение незрячего человека на улицах города без тактильной трости невозможно. Трость даёт безопасность при передвижении.

- Мамы! В ближайшее свободное время в хорошем настроение начинайте вместе с ребёнком строить первый маршрут от подъезда своего дома до ближайшего объекта. Постепенно расширяйте изученное вокруг дома пространство. Могу подсказать, что хорошо запоминаются маршруты до магазинов с шоколадками.

  • Проговаривая, с ребёнком построили схему пространства,
  • проложили небольшой маршрут,
  • проговорили и рассмотрели весь маршрут.
  • Вышли на улицу, прошли по этому маршруту с тростью, просмотрели маршрут тростью по краю тротуара, рассмотрели и назвали все ориентиры маршрута (бордюр, заборчик, столб, в каком месте поворот).
  • После этого возвращаемся домой, этим - же маршрутом. Обратите внимание на то, что ребёнок идёт по правой стороне тротуара и изучает всё, что ему встретится на пути, а при возвращении это будет так – же правая, но уже другая сторона тротуара, и будут встречаться другие ориентиры.
  • После возвращения домой рассматриваем выстроенный нами маршрут. Проговариваем, как шли.

Всё это нужно делать не спеша, при необходимости повторять и проходить один и тот – же маршрут несколько раз.

- Ребята, мамы, договорились, что будете этим заниматься? (Да).

- Трость заменить ничем нельзя, но в помощь трости появляются технологичные приборы. Это и лазерные трости, и другие приборы, которые предупреждают звуковым сигналом или вибрацией о  препятствиях. Существует навигация, основанная на спутниковой технологии. Вместе с тростью она обеспечивает возможность самостоятельного и безопасного передвижения.

Мы с ребятами используем в ориентировании ультразвуковой фонарь «Сонар».

– Ребята, кто из вас расскажет о нём, выходите ко мне. (Это прибор, способный вибрацией и звуком предупреждать о приближении препятствия. Зависимо от настройки, прибор может реагировать на препятствие на расстоянии от 1 до 7 метров).

- Приглашаю самую смелую маму испытать прибор. Мама, выходите со своим консультантом. Он поможет вам освоить прибор. (Выходят мама и ребёнок. Мама закрывает глаза повязкой. Надевает на шею прибор на шнурке. Ребёнок объясняет, как пользоваться прибором: Прибор включается нажатием нижней кнопки. При приближении к вертикальному препятствию прибор начинает вибрировать и издавать предупреждающие звуки).

- Что маме нужно сделать перед началом движения? (Взять трость!).

Помним о том, что любые приборы, гаджеты и даже собака – проводник идут только в помощь тактильной трости. (Испытываем прибор – мама идёт с тростью по направлению к стене. На выставленном на приборе расстоянии (1 метр) до стены, прибор срабатывает).

Вывод – Приборы помогают обеспечить безопасность при передвижении.

 

III этап (Развитие сохранных анализаторов)

- Мы во всём привыкли полагаться на зрение. Но при отсутствии зрения картину окружающего мира рисуют все сохранные анализаторы. Давайте, их назовём (обоняние, осязание, вкусовые ощущения, остаточное зрение, слух).

На доске появляется надпись:

  1. Развиваем обоняние, вкусовые ощущения, осязание, остаточное зрение, слух.

- Чем лучше будут развиты все анализаторы, тем ярче и подробнее будет картинка окружающего мира.

- Готовы развивать анализаторы? Тогда мамы закрывают глаза (повязками). Мамы – испытуемые – дети – эксперты.

а). Развиваем обоняние. Маме подаю в руки баночку с запахом, она по запаху определяет, что это – ребёнок нюхает, подтверждает или опровергает предположение мамы.

б). Развиваем вкусовые ощущения. Маме и ребёнку подаю в руки вилочки с наколотыми кусочками фруктов. Мама по вкусу определяет, что это – ребёнок подтверждает или опровергает предположение мамы.

в). Развиваем осязание через обследование фигурок различных животных. Мама обследует и называет изображённое животное – ребёнок подтверждает или опровергает предположение мамы.         

- Снимаем повязки.

г). Укрепляем остаточное зрение. Ежедневно вместе делаем зарядку для глаз. Их великое множество. Ребята. Выходите ко мне. (Дети проводят для всех зарядку для глаз  - «Пальминг»).

д). Развиваем слух. Объясняем каждый непонятный звук.  Показываем рукой направление – откуда идёт звук. Следим рукой за передвижением звука. Знакомим с многообразием звуков.

- Задание мамам – угадайте, какое животное или птицу вы сейчас услышите. Дети подскажут вам мимикой и пантомимой.  (Прослушиваем звуки, издаваемые верблюдом, аистом, зайцем. Ученики изображают животных и птицу характерными движениями). 

 

IV этап (Развитие коммуникативных способностей)

- Последняя полоска на доске. Что же ещё нам нужно развивать у ребёнка для его самостоятельности? (Ответы родителей).

 На доске появляется надпись:

  1. Развиваем у ребёнка коммуникативные способности – способности к общению.

- При самостоятельной ориентировке ребятам очень понадобится умение пользоваться услугами магазинов, банков, почтового отделения, аптеки, умение обращаться к окружающим за помощью, например, на неизвестном маршруте.

Расширяйте круг общения ребёнка, не ограничиваясь общением  только с родственниками и школьными друзьями. Вместе посещайте объекты соцкультбыта – почтовые отделения, банки, магазины. Предоставляйте ребёнку возможность общаться с продавцом самостоятельно при совершении каждодневных покупок.

- Успешному общению поможет развитая мимика и пантомимика. Развивать их просто. При чтении книг находите подходящие отрывки, предлагайте их оживить при помощи мимики и пантомимики.

- Ребята, покажем сказку.  Готовы?  Сейчас вы все медвежата. Медвежата, отправляйтесь на диван. (Все дети разместились на диване).

- Медвежата наелись вкусного мёда. Довольные устроились поудобнее и стали засыпать. В берлогу прилетела пчела. Решила она сесть кому-нибудь на сладкий язычок, но медвежата стиснули зубы, губы,  надули щёки и стали сильно дуть на пчёлку. Пчёлка обиделась и улетела. Медвежата сладко задремали, приоткрыли рот и засопели. Снова прилетела пчёлка. Медвежата не стали её прогонять, а покатали её у себя на лбу, двигая брови вверх – вниз. Пчёлка уснула, и медвежата спокойно и сладко уснули. Во сне они улыбались.

- Просыпайтесь, медвежата, сказка то закончилась! И занятие наше подходит к концу.

- Мамы, присаживайтесь на диван к своим ребятам - медвежатам.

- Мамы, оцените работу детей. Хорошо ли они вам помогали? (Ответы мам).

- Ребята, понравилось вам заниматься вместе с мамами? (Ответы детей). - Мамы справлялись с нашими заданиями?  (Ответы детей).

- Тогда ни что не мешает вам вместе заниматься дома.

- Давайте же ответим на тот вопрос, ради которого мы собрались – смогут ли ребята, когда вырастут, стать самостоятельными и что для этого нужно?    (Наши общие усилия. Нужны систематические  занятия не только в школе, но и  дома).

-Хочу сказать спасибо ребятам. Примите от меня небольшой подарок, но угадайте, что это: это придаёт нам силы, может быть материалом для строительства схем, а может помочь развивать обоняние и вкусовые ощущения. Упаковка этого может издавать шуршащий звук. Послушайте его. (Шуршание фольги и фантика. Шоколадка).

- Спасибо, уважаемые мамы. Для вас рекомендации по пространственной ориентировке. А ещё я представляю вам книгу «Дорогу осилит идущий». В ней собраны самые распространённые вопросы таких – же, как вы  родителей по развитию ребят с проблемами зрения. На каждый вопрос в книге дают ответы тифлопедагог, психолог, другие специалисты, взрослые незрячие люди. Кто первый возьмёт её почитать? Так – же вручаю вам Дневники самостоятельности. Они помогут вам систематизировать работу по закреплению уже знакомых и освоению новых маршрутов.

- Помните. Мы говорим об ограниченных возможностях здоровья, но то, насколько они ограничены, зависит от нас. В наших силах заниматься, развивать наших детей, раздвигать стены и потолки ограничений.

Вы - что прекрасно высоки,
Не дорожите тёплым кровом,
Платя всей жизнью, всею кровью,
Приподнимайте потолки.
Плечом, натруженной спиною,
Бессонной мыслью,

всей судьбою
Приподнимайте потолки!

Хоть на вершок,
Но ближе к звёздам,
Упёрши в балки две руки

Сегодня -  завтра будет поздно,
Приподнимайте потолки.
Вам объявляют - нету данных,
Не вышел ростом – невысок.
И давит плечи, кем - то данный,
У каждого свой потолок.
Приподнимайте потолки мечты,

отринув ложь уютца,
И коль они не поддаются -
Пусть плиты потолка крепки,

Проламывайте потолки!

 

- Жизнь прекрасна. Счастье доступно всем. Всем желаю счастья, а ребятам ещё и самостоятельности.

 

 

 

Список литературы:

 

Алексеев О.Л., Туленкова З.Р., Черепанова Н.В. "Дорогу осилит идущий" Ответы на вопросы родителей слепых и слабовидящих детей. Екатеринбург 2012г. 

Денискина В.З., Венедиктова М.В. «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III- IV вида» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва – 2007г.

 

 

Рекомендации для родителей

(памятка)

 

 

«Чем лучше слепой ориентируется – тем меньше он слеп»

Л. Виллей.

 

Жизнь обещала очень много:

Любовь, надежду, доброту.

Но повела другой дорогой,

И не исполнила мечту.

На полпути остановилась,

Споткнулась, повернув назад.

И мне, вдруг, истина открылась

Вернув на всё особый взгляд.

Казалось, непосильна тяжесть

Забот, ударов и помех,

Что не придёт былая радость.

Но всё осилит человек.

Собрав в кулак терпенье, волю,

Весь мир по – прежнему любя,

Не подпускайте злую долю,

И жизнь настройте под себя!

                         Татьяна Лаврова.

 

Иметь детей – это великое счастье, но и огромная ответственность. Прежде всего, ответственность перед самими детьми за их будущее, за их счастье.

Если ребёнок родился слепым – это совсем не значит, что он и его семья обречены стать несчастными. Он просто воспринимает мир по другому, не так, как большинство из нас.

Одна из главных проблем слепых – сложности в мобильности, в освоении нового пространства и уверенного, безопасного перемещения в нём.

Иногда родители рассуждают так: – «Я всегда буду с ним, буду обслуживать и сопровождать его везде и всегда, всю жизнь» - Поверьте, ребёнок не станет счастливее от вашего самопожертвования. Такое отношение к себе будет радовать его в дошкольном возрасте и в годы обучения в начальной школе. До 13 – 14 лет он будет «мириться» с таким положением вещей, а в более старшем возрасте такое отношение будет тяготить и раздражать вашего ребёнка, разовьёт в нем чувство неполноценности и ущербности.

Всю жизнь держать ребёнка (со временем уже давным - давно повзрослевшего) около себя… Конечно – же, Вам так спокойнее…  Но не будьте же вы эгоистами!

Сейчас ваш ребёнок учится в школе, старается, осваивает сложные предметы, получает удовлетворительные, хорошие и отличные оценки. Для чего это всё, если он не научится быть самостоятельным?

Вспомните себя в школьном, подростковом возрасте. Вспомните свои мечты, желания, планы и надежды… Я думаю, мало кто из нас хотел бы, окончив школу, сидеть оставшуюся жизнь дома на диване с домочадцами, выходить гулять на улицу только в сопровождении мамы…

Как же надо не любить своего ребёнка, чтобы готовить ему такую судьбу?!

Верьте в себя и в своего ребёнка, не старайтесь прожить ЕГО ЖИЗНЬ за него. Дайте ему шанс на получение профессии, создание семьи.

Сейчас всё это кажется вам недосягаемо далёким, но бег времени неумолим. Начните готовить своего ребёнка ко взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, А ЗНАЧИТ – СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ с этой минуты, не позднее!!! А мы, педагоги коррекционных дисциплин нашей с вами общей школы, поможем Вам в этом.

Только от Вас зависит, будет ли ваш ребёнок самостоятелен, мобилен, а значит – СЧАСТЛИВ!

Если я не уверила Вас в том, что слепой человек может в полной мере реализовывать свои способности, быть самостоятельным, счастливым, иметь полноценную семью, посетите сайты, которые ведут слепые, вполне состоявшиеся в этой жизни люди. Например, сайт   multimobilnost.ru

Знакомо Вам выражение: «Не родись красивым, а родись счастливым», а перефразируем его так: «Не родись здоровым, а родись счастливым». А если Ваш ребёнок, по вашему мнению, счастливым не родился, то в наших с вами силах подарить ему счастье, ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ!

Для слепого  быть счастливым - это значит - быть самостоятельным, не зависящим от кого бы то ни было, быть мобильным.

Итак, вы готовы сделать самый дорогой подарок вашему ребёнку – подарить ему самостоятельность?

С чего начнём?

 

«Чем лучше слепой ориентируется – тем меньше он слеп»

Л. Вилей.

 

Все слепые дети осваивают правила и приёмы ориентировки в пространстве на занятиях с тифлопедагогом. Занятие длится 25 минут. Максимальное количество занятий в неделю – 3 – 4.  А ведь вы, как родители, находитесь вместе со своим ребёнком намного большее количество времени. Проводите его с пользой. Соблюдайте следующие рекомендации, и вы увидите результат нашего с вами совместного труда.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Обеспечьте ребёнка тростью!

Передвижение без посторонней помощи для незрячего  - задача БОЛЕЕ ЧЕМ ВЫПОЛНИМАЯ при условии, что ребёнок имеет возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ не только в школе и на занятиях по ориентировке в пространстве, но и во внеурочное время, находясь с семьёй.

Отбросьте свои страхи, сомнения. Активно стимулируйте своего ребёнка к самостоятельному передвижению, используя тактильную трость, как неотъемлемый атрибут при передвижении вне стен дома и школы. 

По возможности не позднее 10 – 11 лет необходимо приучить школьника носить «белую» трость с собой при каждом выходе из дома, даже если он идёт с сопровождающим. Акцентируйте его внимание на том, что трость нужна не только для безопасности при передвижении, но и для привлечения внимания окружающих к её владельцу.

Восприятие пространства слепым человеком осуществляется как на основе информации, получаемой непосредственно от всех сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения (если имеется), проприоцепции (мышечно – суставной чувствительности) и вестибулярного аппарата (органа равновесия), так и при использовании технических средств – простейшее и универсальное из которых – «белая» трость.

Восприятию помогает и словесное описание пространства другими людьми (при этом важно, чтобы описывались не столько зрительные признаки, сколько осязательные, обонятельные, слуховые).

 

Если вы собираетесь пройти впервые по неизвестному ребёнку маршруту, найдите время подробно описать ему этот маршрут. Хорошо, если при этом совместно с ребёнком вы составите схему этого маршрута (строения можете обозначить подручными предметами: кубиками, деталями конструктора «Лего», спичечными коробками и.т.п., а путь, по которому будете идти выложить из спичек, счётных палочек, карандашей). Проговорите ориентиры, которые встретятся вам на пути: звуковые (говорящий светофор, звук вентилятора на магазине, звук дверей в магазинах, домофонов у подъездов, звуковая линия шума машин, движущихся по конкретной улице и т.д.; обонятельные – запахи столовой, больницы; и др.)

Направление движения других людей, транспорта или предметов слепой так – же может определять по звукам (звучит с какой стороны, громче или тише, удаляется или приближается и т.д.), по запаху, иногда по осязательным признакам.

 

Учить ребёнка передвигаться по заданному маршруту нужно постепенно усложняя его – сначала по простому прямолинейному маршруту с постоянными ориентирами, затем без них; по маршруту с одним, двумя поворотами и по более сложному, который при необходимости можно изучать, разбив на части.

 

Для обучения ребёнка передвижению по заданному маршруту нужно обратить внимание на ряд важных моментов:

  • сначала маршрут несколько раз преодолевается совместно с сопровождающим (если ребёнок пользуется тростью, то он может идти чуть впереди сопровождающего), а затем постепенно контроль ослабевает, а самостоятельность слепого нарастает – сопровождающий отдаляется от слепого на все большее расстояние;
  • не спешите, когда идёте с незрячим ребёнком¸ объясняйте прямо по ходу движения любой заинтересовавший его момент, даже тот, который с вашей точки зрения не заслуживает никакого внимания. Не забывайте, что ориентиры зрячих людей не совпадают с ориентирами слепых, а значит, то, что для вас абсолютно незначимо, может оказаться очень важным для вашего ребёнка;
  • при посещении одного и того же места (магазина, поликлиники, детской площадки и т.д.) пользуйтесь одним и тем же маршрутом. Это позволит ребёнку быстрее его запомнить и начать ориентироваться на нём – понимать своё положение на том или ином участке маршрута;
  • объясняйте, мимо чего проходите, какие препятствия встречаются на пути, куда и как осуществлять повороты. Дайте время ознакомиться с любым доступным заинтересовавшим его предметом или препятствием (потрогать, обойти, обнюхать);
  • при движении по маршруту старайтесь фиксировать в памяти ребёнка положение любого предмета, вызвавшие у него те или иные ощущения: осязательные, слуховые, обонятельные, вестибулярные. В дальнейшем эти предметы станут для ребёнка надёжными ориентирами;
  • при передвижении по маршруту всегда соблюдайте правила дорожного движения, а также старайтесь использовать прямолинейные отрезки пути, делая повороты под прямыми углами. Никогда не пользуйтесь «коротким путём». Всё это сильно осложняет процесс запоминания незрячим изучаемого маршрута;
  • дома совместно с ребёнком вспомните все этапы маршрута, уже известные и новые предметы, встречающиеся на нём. Найдите аналоги с уже известными предметами, чтобы они лучше запомнились. Вспомните особенности и опасные места на маршруте: углы, повороты, узкие участки, выбоины в асфальте, спуски и подъёмы, кюветы, особенности ступенек, их количество, покрытие, близость домов, количество подъездных дорог с бордюрами, ширина тротуара, звуковой фон улицы и т.д.;
  • составьте из подручных предметов схему маршрута: отметьте на ней отправной и конечный пункт, все предметы, являющиеся ориентирами для его прохождения. Эта схема может стать опорой для самостоятельного преодоления данного маршрута в следующий раз.

 

  1. Не только собаки могут помогать слепым…

Развивайте у ребёнка коммуникативные способности. Умение общаться и грамотно привлекать помощь окружающих – половина успеха в процессе ориентировки. Учите ребёнка в случае его затруднения на маршруте грамотно и чётко  формулировать и задавать вопросы случайным прохожим (в начале такого опыта роль прохожего можете взять на себя (не более 3 – 4 раз)). Первые пробы будут сложными, но после небольшого опыта ребёнок станет ощущать себя на любом маршруте более уверенно. Ваша задача – помочь осознать – что мир по отношению к незрячим людям настроен позитивно. Вы и сами убедитесь в этом.

 

  1. Развивайте вестибулярный аппарат ребёнка. Контроль направления движения собственного тела в пространстве незрячий человек осуществляет с помощью вестибулярного аппарата. Ежедневно находите время для упражнений на развитие вестибулярного аппарата. Выполняйте эти упражнения совместно с ребёнком. И вам и ему они принесут много пользы!

 

Если вы хотите вырастить хороших детей,

тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. 

  Эстер Селсдон.

 

 

С уважением, учитель – дефектолог

Десятова С.И.

 

 

Оставить комментарий: