Учитель-дефектолог (тифлопедагог), преподаватель коррекционного предмета Ориентировка в пространстве - Десятова Светлана Ивановна

Мастер-класс для родителей и педагогов "Профилактика конфликта ИЛИ Как сделать так, чтобы тебя услышали, поняли, поддержали"

10 января 2020

Мастер-класс для родителей и педагогов

Профилактика конфликта

ИЛИ

Как сделать так, чтобы тебя услышали, поняли, поддержали

 

 Очень точно подмечено: «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход».

Сегодня мы с вами постараемся быть умнее умных - поищем  способы предотвращения конфликтов.

В начале, предлагаю разыграть простую житейскую ситуацию и пронаблюдать, как мама, папа, бабушка попытаются решить  проблему, возникшую у ребёнка в школе.

  1. Игра «НЕ Обычная история».

Нам нужны актёры на роль ученицы,  мамы, папы, бабушки. Они разыграют простую житейскую ситуацию.  (Раздать реквизиты и карточки с описанием примерной линии поведения каждого персонажа можно заранее перед началом мероприятия).

__________________________________________________________

Карточка 1 – Дочь

Реквизит - портфель

Дочь приходит раздражённая из школы, забрасывает свой портфель в дальний угол комнаты и кричит:                   

- Не пойду я больше в эту школу!  Там класнуха ко мне цепляется! …

Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору!» и т.п.

  •  злится, дерзит, очень эмоционально протестует;
  • приводит различные аргументы своей правоты и т. д.;

__________________________________________________________

Карточка 2 – Отец

Реквизит – газета либо смартфон

Отец демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);

- Что значит -  не пойду?!           -  Ты хочешь остаться неучем?        

 - Хочешь улицы мести?    -  Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!

- У всех дети как дети, а у меня…              

 -  И в кого ты такая уродилась?

- Что ты там опять натворила?!

-   Если ты еще раз так сделаешь, то……….!

- Ты сама виновата! Не спорь с учителем! Двоечница!  т.д;

___________________________________________

Карточка 3– Мать

Реквизит – фартук, скалка

Мать принимает роль гиперопекающего родителя -

(постоянно оправдывает дочь, ругается из-за неё с мужем; обвиняет учителя в несправедливости и т.п.;

_________________________________________

Карточка 4 – Бабушка

Реквизит – клубок, крючок для вязания

Бабушка демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения.

 В замешательстве; боясь остаться в немилости у кого - то, поддерживает то сына, то сноху, то внучку;

сомневается в своих словах; не может точно сформулировать  свои советы.

Предлагает готовые решения:

          - Сделай так……,

           - Скажи завтра учителю это……., …

_______________________________________________

 

Задание зрителям:

 - 1. Наблюдаем за всем происходящим.

- 2. Находим  плюсы и минусы в разговоре родителей  с ребенком.

 

Итак,  «НЕ Обычная история».

-  Дочь приходит после уроков домой…       (Игра «актёров»)

______________________________

Вопрос к «актерам»:

  1. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  2. Какие выводы вы для себя сделали?    (Линии поведения родителей знакомы и понятны, очень часто именно так и ведут себя семьи в таких ситуациях. Проблему ребёнка родители не решили, все перессорились. Действия семьи были неэффективными).

_____________________________________

Обсудим:

- Родители любят своего ребёнка?            (да)

- С какой целью они с ним общались?          (воспитывали)

- Родители вели себя так из лучших побуждений, желая:  объяснить,  научить,

призвать к совести, указать на ошибки и недостатки…чтобы дочь исправилась.

-  Такое поведение  родителей способствовало воспитанию  ребенка?     (нет)

- Способствовало установлению лучшего контакта в семье?        (нет)

- Способствовало  разрешению  проблемы?              (нет)

- Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают, еще более и могут перерасти в конфликт внутри семьи.

- А что было нужно ребёнку?         (помощь)

- Пойдёт дочь к ним в следующий раз за помощью? Где выплеснется агрессия ребёнка следующий раз – мы не знаем.

_____

- Назовите плюсы в разговоре родителей  с ребенком.

- Назовите  ошибки.              

  • приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте»;
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня…… И в кого ты такая уродилась? Что ты там опять натворила?!», «Если ты еще раз так сделаешь, то…!»);
  • расследования, высмеивание, обвинения («Ты сама виновата! Не спорь с учителем! Двоечница!» и т.д);
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • предложения готовых решений («Сделай так…», «Скажи завтра учителю это…»),  это ведёт к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

 

- Эффективны данные методы взаимодействия в воспитании ребёнка?

- Совпадали воспитательные позиции родителей в данной ситуации?    (Нет. Авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий матери, непоследовательность бабушки).

 

- А родители недоумевают -  почему это их дочь не поддается воспитанию?

А сами создают психологический барьер между собой и ребёнком, создают конфликтную ситуацию…

____________________

Способы предотвращения конфликтов.

 

Задание: Выполните мою инструкцию: Соедините ладони перед собой. Правой ладонью с усилием нажмите на левую ладонь. Сильнее. Ещё усильте давление.

 

- Я не говорила, что левая ладонь должна сопротивляться, но она сопротивляется!     

 

Сделайте вывод: (Каждое действие вызывает противодействие. Когда на нас давят – мы сопротивляемся!).

 

 «Иди спать – не пойду!»  «Пей молоко! – Не буду!»

 

Для того чтобы избегать мелких обид и недовольств,  

Заменим директивные указания свободным выбором.

 

Например, вместо директивного указания: «Иди спать» предложите свободный выбор.                     

 «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»;

 

- Попробуем?

- Пей молоко!                                              «Молока целый стакан налить или половину?»

- Как закончатся уроки, приходи домой немедленно!

                                                 «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»

- Делай, как я скажу!                                 «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?».

- Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!

                                                                  «Убери в своей комнате до моего возвращения».

 

При выдвижении каких либо требований постарайтесь

формулировать их не в агрессивной, а в доброжелательной форме.

 

-Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда научишься домой приходить вовремя!

                                                            «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя».

 - Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!

                    «Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет».

 - Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!

           «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать».

- Не смей его бить! Это же твой брат!                            «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».

- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...                                                                                                                                              «Да, укол – это больно.  Если ты боишься, можешь взять меня за руку».

- Не бойся. Собака тебя не тронет.                                                                                                                                                              «Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону».

- Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется.                                                                                                                                                            «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».        

 

- Легко было формулировать правильные, не обидные высказывания?      

- Полезно ли будет такое умение?         (Поможет избежать мелких  обид и конфликтов).

________________________________

 

Высший пилотаж в предотвращении конфликтов:

 Я–высказывание    

 

Слово – могучая сила. Огромной силой обладают слова «Я» и «Ты».                          

 Я - высказывание – психологический термин. Он подразумевает формулировку реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

Через Ты-высказывания мы упоминаем только поступки оппонента, обвиняем его, заставляем защищаться, автоматически делая «врагом».                                                                        Он не сможет понять нашу точку зрения, поскольку изначально поставлен в позицию противника. (Ладоши давят).              

Пример из жизни: Муж взял машину жены, попал в небольшую аварию. Наиболее вероятный диалог после этого:                                                                 

Жена: — Ты взял мою машину и помял бампер!
Муж: — Да ты бы всё равно её сама разбила, совсем ездить не умеешь!                      

И вот уже конфликт разгорается… А нужен ли конфликт?

Применим в этой ситуации Я–высказывание:    

(Всем предлагаются памятки по построению Я – высказывания. Работа с опорой на памятки):

Я-высказывание содержит 5 шагов. Попробуем вместе выстроить Я – высказывание, применимое к этой ситуации.

  1. Эмоции и чувства.

Выражаем свои эмоции. Начинаем с «Я».

Реакция собеседника - помочь и поддержать вас.

— Я очень расстроилась.

  1. Что вызвало эти эмоции?

Рассказываем о событии, которое вызвало эту реакцию. Начинаем с «Я».

- Я увидела - ты помял мою машину.     

  1. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

  - Теперь придётся потратить время и деньги на её ремонт.

  1. Выражения пожеланий и просьб.

Конечно, человек, услышавший столь подробное описание чувств, должен знать,

что ему делать, дабы такое не повторялось.

Намерен он воспользоваться этими рекомендациями или нет –

только его личный выбор, демонстрирующий истинное отношение.

 

  - Постарайся сам всё исправить  до 16 января - 17 мне нужно ехать к маме.

  1. Предупреждение о своих намерениях.

Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

  - Если не исправишь, мне придётся взять твою машину…                             

- Мудрая жена обязательно в самом начале заботливо поинтересуется – не пострадал ли сам супруг, ведь здоровье мужа намного важнее сохранности машины.

Я-высказывания – не панацея от всех проблем, и их неправильное употребление не спасет от назревающего скандала. Чтобы эта техника работала, нужно избегать некоторых неверных действий. Обратите внимание, в памятке указаны недопустимые для Я – высказывания ошибки. Прочтём их:

Ошибки в Я - высказываниях                                                            

  Чтобы Я - высказывание работало, нужно избегать некоторых неверных действий:

  1. Обвинения. Я - высказывания направлены на избавление от них. Но если вы сначала говорите о своих чувствах, а потом начинаете обвинять собеседника, техника теряет смысл.
  2. Обобщения. Это пагубная привычка многих людей – навешивать на собеседников неприятные ярлыки.      (Я очень расстроен оттого, что ты так плохо водишь. Не зря говорят, что женщина за рулем – это обезьяна с гранатой…) 
  3. Оскорбления. Их присутствие в Я - высказываниях сводят на нет весь эффект метода.       (Я сержусь, когда ты тратишь много денег на эти дурацкие безвкусные шмотки).
  4. Выражения своих эмоций в грубой форме. (Я в бешенстве!   Мне не хватает слов от возмущения!)

 

Тренируемся в построении Я - высказываний.  Ситуации:

- Уже неделю в прихожей не горит лампочка.                                                              

- Сын опаздывает в школу, потому что собирает портфель утром.                                             

Предложите свои ситуации.                                         

  _______________________________

 

- Сформулировать миролюбивое Я-высказывание сложнее, чем бросить в лицо короткое обвинение, но последствия от скандала ощущаются намного дольше, да и решать их неприятнее.

Кроме того, техника Я–высказывания помогает достучаться до собеседника,

добиться от него понимания проблемы и помогает совместно решить саму проблему.

Если мы сами будем строить взаимоотношения с людьми цивилизованно, то этому же научатся и наши дети.

- Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник

-Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии

- Вот лучшая из школ.

И если все мне показать -

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить,

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму,

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

 

Комментарии:

Тоцкая Елена
написано 17 января 2020 в 09:14:04
0
Очень эффективные и действенные методики для конструктивного общения.Прочитай, проиграй некоторые ситуации из жизни в кругу коллег и применяй в жизни. Именно так мы и поступили! А дальше дело каждого: применять или забыть. Я стараюсь внедрить полученную информацию в жизнь. Ежедневно акцентирую внимание на то, что сказала , как сказала. Понимая, что только систематический подход к делу приведет к желаемому результату. Благодарю за информацию! Желаю всем вам быть понятым и услышанным!

Ответить

Оставить комментарий: