Мастер-класс для родителей и педагогов "Профилактика конфликта ИЛИ Как сделать так, чтобы тебя услышали, поняли, поддержали"
10 января 2020
Мастер-класс для родителей и педагогов
Профилактика конфликта
ИЛИ
Как сделать так, чтобы тебя услышали, поняли, поддержали
Очень точно подмечено: «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход».
Сегодня мы с вами постараемся быть умнее умных - поищем способы предотвращения конфликтов.
В начале, предлагаю разыграть простую житейскую ситуацию и пронаблюдать, как мама, папа, бабушка попытаются решить проблему, возникшую у ребёнка в школе.
- Игра «НЕ Обычная история».
Нам нужны актёры на роль ученицы, мамы, папы, бабушки. Они разыграют простую житейскую ситуацию. (Раздать реквизиты и карточки с описанием примерной линии поведения каждого персонажа можно заранее перед началом мероприятия).
__________________________________________________________
Карточка 1 – Дочь
Реквизит - портфель
Дочь приходит раздражённая из школы, забрасывает свой портфель в дальний угол комнаты и кричит:
- Не пойду я больше в эту школу! Там класнуха ко мне цепляется! …
Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору!» и т.п.
- злится, дерзит, очень эмоционально протестует;
- приводит различные аргументы своей правоты и т. д.;
__________________________________________________________
Карточка 2 – Отец
Реквизит – газета либо смартфон
Отец демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
- Что значит - не пойду?! - Ты хочешь остаться неучем?
- Хочешь улицы мести? - Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!
- У всех дети как дети, а у меня…
- И в кого ты такая уродилась?
- Что ты там опять натворила?!
- Если ты еще раз так сделаешь, то……….!
- Ты сама виновата! Не спорь с учителем! Двоечница! т.д;
___________________________________________
Карточка 3– Мать
Реквизит – фартук, скалка
Мать принимает роль гиперопекающего родителя -
(постоянно оправдывает дочь, ругается из-за неё с мужем; обвиняет учителя в несправедливости и т.п.;
_________________________________________
Карточка 4 – Бабушка
Реквизит – клубок, крючок для вязания
Бабушка демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения.
В замешательстве; боясь остаться в немилости у кого - то, поддерживает то сына, то сноху, то внучку;
сомневается в своих словах; не может точно сформулировать свои советы.
Предлагает готовые решения:
- Сделай так……,
- Скажи завтра учителю это……., …
_______________________________________________
Задание зрителям:
- 1. Наблюдаем за всем происходящим.
- 2. Находим плюсы и минусы в разговоре родителей с ребенком.
Итак, «НЕ Обычная история».
- Дочь приходит после уроков домой… (Игра «актёров»)
______________________________
Вопрос к «актерам»:
- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
- Какие выводы вы для себя сделали? (Линии поведения родителей знакомы и понятны, очень часто именно так и ведут себя семьи в таких ситуациях. Проблему ребёнка родители не решили, все перессорились. Действия семьи были неэффективными).
_____________________________________
Обсудим:
- Родители любят своего ребёнка? (да)
- С какой целью они с ним общались? (воспитывали)
- Родители вели себя так из лучших побуждений, желая: объяснить, научить,
призвать к совести, указать на ошибки и недостатки…чтобы дочь исправилась.
- Такое поведение родителей способствовало воспитанию ребенка? (нет)
- Способствовало установлению лучшего контакта в семье? (нет)
- Способствовало разрешению проблемы? (нет)
- Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают, еще более и могут перерасти в конфликт внутри семьи.
- А что было нужно ребёнку? (помощь)
- Пойдёт дочь к ним в следующий раз за помощью? Где выплеснется агрессия ребёнка следующий раз – мы не знаем.
_____
- Назовите плюсы в разговоре родителей с ребенком.
- Назовите ошибки.
- приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте»;
- критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня…… И в кого ты такая уродилась? Что ты там опять натворила?!», «Если ты еще раз так сделаешь, то…!»);
- расследования, высмеивание, обвинения («Ты сама виновата! Не спорь с учителем! Двоечница!» и т.д);
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- предложения готовых решений («Сделай так…», «Скажи завтра учителю это…»), это ведёт к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
- Эффективны данные методы взаимодействия в воспитании ребёнка?
- Совпадали воспитательные позиции родителей в данной ситуации? (Нет. Авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий матери, непоследовательность бабушки).
- А родители недоумевают - почему это их дочь не поддается воспитанию?
А сами создают психологический барьер между собой и ребёнком, создают конфликтную ситуацию…
____________________
Способы предотвращения конфликтов.
Задание: Выполните мою инструкцию: Соедините ладони перед собой. Правой ладонью с усилием нажмите на левую ладонь. Сильнее. Ещё усильте давление.
- Я не говорила, что левая ладонь должна сопротивляться, но она сопротивляется!
Сделайте вывод: (Каждое действие вызывает противодействие. Когда на нас давят – мы сопротивляемся!).
«Иди спать – не пойду!» «Пей молоко! – Не буду!»
Для того чтобы избегать мелких обид и недовольств,
Заменим директивные указания свободным выбором.
Например, вместо директивного указания: «Иди спать» предложите свободный выбор.
«Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»;
- Попробуем?
- Пей молоко! «Молока целый стакан налить или половину?»
- Как закончатся уроки, приходи домой немедленно!
«Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»
- Делай, как я скажу! «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?».
- Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!
«Убери в своей комнате до моего возвращения».
При выдвижении каких либо требований постарайтесь
формулировать их не в агрессивной, а в доброжелательной форме.
-Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда научишься домой приходить вовремя!
«Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя».
- Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!
«Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет».
- Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!
«Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать».
- Не смей его бить! Это же твой брат! «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
- Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты... «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».
- Не бойся. Собака тебя не тронет. «Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону».
- Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется. «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
- Легко было формулировать правильные, не обидные высказывания?
- Полезно ли будет такое умение? (Поможет избежать мелких обид и конфликтов).
________________________________
Высший пилотаж в предотвращении конфликтов:
Я–высказывание
Слово – могучая сила. Огромной силой обладают слова «Я» и «Ты».
Я - высказывание – психологический термин. Он подразумевает формулировку реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.
Через Ты-высказывания мы упоминаем только поступки оппонента, обвиняем его, заставляем защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять нашу точку зрения, поскольку изначально поставлен в позицию противника. (Ладоши давят).
Пример из жизни: Муж взял машину жены, попал в небольшую аварию. Наиболее вероятный диалог после этого:
Жена: — Ты взял мою машину и помял бампер!
Муж: — Да ты бы всё равно её сама разбила, совсем ездить не умеешь!
И вот уже конфликт разгорается… А нужен ли конфликт?
Применим в этой ситуации Я–высказывание:
(Всем предлагаются памятки по построению Я – высказывания. Работа с опорой на памятки):
Я-высказывание содержит 5 шагов. Попробуем вместе выстроить Я – высказывание, применимое к этой ситуации.
- Эмоции и чувства.
Выражаем свои эмоции. Начинаем с «Я».
Реакция собеседника - помочь и поддержать вас.
— Я очень расстроилась.
- Что вызвало эти эмоции?
Рассказываем о событии, которое вызвало эту реакцию. Начинаем с «Я».
- Я увидела - ты помял мою машину.
- Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.
- Теперь придётся потратить время и деньги на её ремонт.
- Выражения пожеланий и просьб.
Конечно, человек, услышавший столь подробное описание чувств, должен знать,
что ему делать, дабы такое не повторялось.
Намерен он воспользоваться этими рекомендациями или нет –
только его личный выбор, демонстрирующий истинное отношение.
- Постарайся сам всё исправить до 16 января - 17 мне нужно ехать к маме.
- Предупреждение о своих намерениях.
Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.
- Если не исправишь, мне придётся взять твою машину…
- Мудрая жена обязательно в самом начале заботливо поинтересуется – не пострадал ли сам супруг, ведь здоровье мужа намного важнее сохранности машины.
Я-высказывания – не панацея от всех проблем, и их неправильное употребление не спасет от назревающего скандала. Чтобы эта техника работала, нужно избегать некоторых неверных действий. Обратите внимание, в памятке указаны недопустимые для Я – высказывания ошибки. Прочтём их:
Ошибки в Я - высказываниях
Чтобы Я - высказывание работало, нужно избегать некоторых неверных действий:
- Обвинения. Я - высказывания направлены на избавление от них. Но если вы сначала говорите о своих чувствах, а потом начинаете обвинять собеседника, техника теряет смысл.
- Обобщения. Это пагубная привычка многих людей – навешивать на собеседников неприятные ярлыки. (Я очень расстроен оттого, что ты так плохо водишь. Не зря говорят, что женщина за рулем – это обезьяна с гранатой…)
- Оскорбления. Их присутствие в Я - высказываниях сводят на нет весь эффект метода. (Я сержусь, когда ты тратишь много денег на эти дурацкие безвкусные шмотки).
- Выражения своих эмоций в грубой форме. (Я в бешенстве! Мне не хватает слов от возмущения!)
Тренируемся в построении Я - высказываний. Ситуации:
- Уже неделю в прихожей не горит лампочка.
- Сын опаздывает в школу, потому что собирает портфель утром.
Предложите свои ситуации.
_______________________________
- Сформулировать миролюбивое Я-высказывание сложнее, чем бросить в лицо короткое обвинение, но последствия от скандала ощущаются намного дольше, да и решать их неприятнее.
Кроме того, техника Я–высказывания помогает достучаться до собеседника,
добиться от него понимания проблемы и помогает совместно решить саму проблему.
Если мы сами будем строить взаимоотношения с людьми цивилизованно, то этому же научатся и наши дети.
- Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник
-Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии
- Вот лучшая из школ.
И если все мне показать -
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить,
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму,
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.